Русская печь
(детям о печи)
Видел
кто-нибудь настоящую печку? А ведь раньше, да и сейчас во многих деревнях не
знают другого отопления, кроме печного. Печка всегда стояла посреди избы, она
была главной в доме. Можно было обойтись без кровати или шкафа, но без печки
обойтись было никак нельзя. Про неё в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка – мать
родная». Потому что печь на самом деле и кормила, и грела в суровые русские
морозы, и лечила, и мыла-парила, и даже предсказывала погоду, и умела делать ещё много разных вещей.
Недаром про
печку складывали загадки, например, есть такая очень-очень старая: «В теплом
царстве стоит пещера каменная, а в пещере лютый змий; и как бывает в том
царстве стужа, змий раскручинится, и начнет у него изо рта пламень огненный
исходити и из ушей кудряв дым метатитися, а из очей искры сыплются».
Если хорошенько
подумать, нетрудно догадаться, что «теплое царство» - это крестьянская изба, в
которой стоит русская печь – «пещера каменная», в которой прячется огонь – «лютый
змий». В старину, когда еще не придумали спички и зажигалки, добывать огонь
было очень трудно. Кто-нибудь знает, как можно добыть огонь без спичек?
Например, высекая искру из камня или потерев дощечки друг о друга, но надо
очень долго и очень быстро тереть, чтобы дощечки загорелись, поэтому чтобы
лишний раз не мучится и не разжигать огонь, его просто не гасили, а прятали
угольки внутри печки, в особом углублении, называемом «горнушкой». Их присыпали
золой и оставляли на следующий день,
когда становилось в избе холодно (« и как бывает в том царстве стужа») клали
на них мелкие щепочки и раздували новый огонь, или будили «змия», как в загадке.
Про печку не
только придумывали загадки, но и слагали
легенды и сказки. Кто назовет сказку, в которой говорится про печку? Примеры:
самая известная – «По щучьему велению», где ленивый Емеля, даже очень ленивый,
потому что ему лень было даже слезть с печи, и он заставил печку ездить саму
туда, куда ему надо. А может он был не ленивый, а просто очень больной, и с печи
ему слазить запретили врачи, потому что печь его лечила. А лечить печь могла от
многих болезней, например, от простуды и радикулита, но и не только.
В
сказке «Гуси-лебеди» печка сначала
накормила Алёнушку пирогами, а потом укрыла её с братцем Иванушкой от
гусей-лебедей, посланцев злой бабы Яги.
А что случилось
бы, если братец Иванушка остался бы у бабы Яги?
Она посадила бы
его на специальную деревянную лопату, которой из печи достают готовые хлеба, и
засунула его в печку.
Может быть, вы подумаете, что она хотела
испечь его, как пирожок, и съесть? Злая баба Яга так бы и поступила, но наша
баба Ёжка добрая и хочет просто устроить Иванушке баню. Она говорит ему:
«Сейчас дрова сгорят, печка протопится, мы помоем её от сажи. А потом ты сядешь
на эту лопатку, и я засуну тебя в печку,
чтобы ты вышел потом оттуда чистым и здоровым».
Русскую печь
использовали в старину, как баню.
А вот Илья
Муромец, который пролежал на печи 30 лет, прежде чем встать на ноги и идти на
защиту земли Русской от врагов. Печь дала ему столько силы, что он стал самым
могучим и знаменитым богатырем на Руси.
А на этой картинке дед
говорит бабке: «Хорошо лежать на печке, ножки в тепленьком местечке», а бабка
ему на это отвечает: «А то как же, истинный рай!».
После трудового
дня достаточно полежать на печке хотя бы часок, чтобы усталость как рукой
сняло.
Эти особенности
русской печи описал один русский писатель по фамилии Нечипоренко: «…почему,
думаете, в русской сказке Иванушка-дурачок – герой? Потому что он на печи лежал
и медитировал до такого совершенства, что ему любая задача была потом нипочем.
Надо, скажем, щуку из проруби выдернуть, Конька-горбунка приструнить или царицу
обаять – так он в два счета все сделает, почти не слезая с печи. Потому что
только глупые думают, что он там на печи балдел – он там очень продуктивно
медитировал…».
В старину и
рождались детки не в роддоме, а на печи. Считалось, что родившегося на печи
ребенка ожидает долгая и счастливая жизнь. В русских сказках животворящая сила
русской печи была настолько чудесна, что положенный на неё чурбан мог легко
превратиться в младенца, из которого потом вырастал могучий богатырь. В одной
из таких сказок говорится: «Жила-была старуха, детей у нее не было. В одно
время пошла она щепки собирать и нашла сосновый чурбан; воротилася, затопила
избу, а чурбан положила на печку и говорит сама с собою: `Пускай высохнет, на
лучину сгодится!` А изба у старухи была черная ( то есть топилась по-черному:
дым из печи шел не в трубу, а в избу); скоро щепки разгорелись, и пошел дым по
всей избе. Вдруг старухе послышалось, будто на печи чурбан кричит:
-Матушка,
дымно! Матушка, дымно!
Она сотворила
молитву, подошла к печке и сняла чурбан, смотрит – что за диво? Был чурбан, а
стал мальчик. Обрадовалась старуха: Бог сына дал! И начал тот мальчик расти не
по дням, а по часам, как тесто на опаре киснет;
вырос и стал ходить на дворы боярские и шутить шуточки богатырские…».
Узнаете, кто на
картинках?
Конечно, это
домовенок Кузя. А какое отношение имеет домовенок к рассказу о печке? Самое
прямое.
В каждой
крестьянской семье бессменным покровителем и хранителем очага издревле считался
домовой. Он незримо покровительствовал не только огню в русской печи, но также
дому и его обитателям, храня их от воров и недоброго глаза.
Хотя домовой
был невидимым, иногда он все же появлялся перед домочадцами в образе маленького
сухонького старичка с седыми всклоченными волосами на голове и свалявшейся
бородой. Считалось, что он любит полакомиться кашей и вздремнуть в теплом
уголке на печи. В зависимости от расположения духа, он мог жить и на шестке, и
в подпечке, и за печью.
На этом рисунке видны
все части печи, где мог жить домовенок и другие её обитатели, о которых речь
пойдет позже.
Домовой не
только присматривал за огнем в печи, за домом и хозяйством, но и зорко следил за поведением каждого домочадца. Если хозяйка
была нерадивой и плохо выполняла работу по дому, то не миновать ей справедливой
кары. Разгневанный домовой мог сорвать с неё ночью одеяло, а то и сбросить
неряху с кровати на пол.
Так же он мог
поступить и с детками, которые ленились помогать родителям или не слушались их.
И наоборот –
чистоплотным и аккуратным домовой помогал и мог предостеречь от разных
опасностей. Но почему-то примеров наказания история может привести множество, а
как домовой помогал – мало. Скорее всего его помощь была невидимой, он просто
защищал дом. Например, он всегда заранее узнавал об опасности, которая
подстерегала хозяина и его домочадцев и старался предупредить о грядущих
несчастьях. Забравшись за печку, в подпечек или в трубу, он плакал, стонал и
охал так, что хозяевам слышалось: «Ух, к худу! Ух, к худу!». Хозяин,
обеспокоившись, шел проверять свое хозяйство и обязательно находил какой-нибудь
непорядок. Стоило его устранить, все становилось на свои места.
А вот списку
его шалостям нет конца. Если ему что-то не по нраву, он мог швырять из печи
горящие дрова, выбивать кирпичи из печной кладки, бить горшки. Если хозяйка ходила
с утра растрепанной, не прибиралась в избе, он мог наступить ей на подол так,
что она падала на ровном месте, мог дернуть за растрепанные космы. Если
кто-нибудь в доме сплетничал или сквернословил, он насылал типун на язык –
болезненный прыщик, который мешал не только говорить, но и есть.
В один день, 1
апреля, на домового нападала грусть-тоска, и он пакостничал просто так, от
плохого настроения. Но считалось, что домовой не может навредить человеку,
который не поддается обману, а также тому, кто сам сумел обмануть другого.
Поэтому повсюду в этот день соблюдали обычай обманывать друг друга, чтобы
оградить себя от козней домового. Имевший некогда магическое значение обычай
постепенно превратился в праздник розыгрыша и шутки.
Кроме домового
в печи проживали и другие представители нечистой силы. Например, в подпечье жил
иногда очажный бес, за печкой – кикимора, которую считали женой очажного беса.
В трубе заводились маленькие бесенята, которых называли шуликанами, а за печкой
– другие бесенята – злыдни. Но эта нечисть жила в печи не постоянно, только
изредка, и только шалила, не принося никакой пользы, и если хозяева жили в мире
со своим домовым, он ограждал их от проделок своих недобрых «коллег».
Но это все
сказки. А на самом деле в печи жило немало настоящей живности. Например,
мышки-норушки жили в опечье, но иногда, когда печь остывала, своими ходами
пробирались в в арочную камеру, где всегда можно было полакомиться крошками от
выпеченного хлеба, кашей, выпавшей из горшков, а когда в печи сушились грибы, яблоки,
морковь, мышам было настоящее раздолье. Бороться с ними было бесполезно,
поэтому хозяева сами оставляли для них
еду в подпечке, чтобы не лазили в горшки.
Кроме
мышки-норушки в печном теремке постоянно проживали сверчок-старичок и друг
сердечный – таракан запечный. Сверчок облюбовал шесток – площадку перед устьем
печи, отсюда появилась поговорка: «Знай, сверчок, свой шесток.»
Это постоянные
жители печи. Но в сильные холода в печи появлялись и вынужденные переселенцы. В
подпечек поселяли какую-нибудь мелкую дворовую живность, например, кур или
кроликов.
Все живое
тянулось в стужу к печке. За печкой временно поселяли только что появившихся на
свет телят и поросят. Всем матушка-печь давала приют.
Источник: http://kamin56.ucoz.ru/publ/pechi/rasskaz_o_pechi_detjam/5-1-0-40 |